Иверская церковь.

   Храм в честь Иверской иконы Божьей Матери        Интерьер Иверской церкви        Колокольня Иверской церкви       Роспись купола Иверской церкви   

НЕБО НА СВОДАХ ХРАМА В ПАЛАНГЕ

Газета Литовский курьер

№ 43 (661) 25.10.2007

И звучный гул бродил в колоннах, Среди лесов. И по лесам Мы шли в широких балахонах, С кистями, в купол, к небесам. И.Бунин.

Палангский храм Иверской иконы Божией Матери был освящен в июне 2002 года. Ровно четыре года он простоял без росписей, правда, украшенный роскошным иконостасом резьбы греческих мастеров и наполненный иконами, писаными в России и в Литве. Все это время осмысливалась идея росписи храма, высказывались разные мнения.

Некоторые художники считали, что росписи в таком небольшом и в то же время сложном интерьере с возносящимися ввысь белыми арками будут излишними и только перегрузят храм. То, что уже было сделано к тому времени, выглядело изящно и красиво, казалось, лучше и не надо... Настоятель храма игумен Алексий вспоминает, что к такому <белому>храму прихожане успели привыкнуть, и молиться в нем было хорошо. Но все же, преодолев сомнения, приход решился-таки на это весьма дорогостоящее, длительное, трудоемкое и в известной степени рискованное предприятие - покрыть росписями все внутреннее пространство храма - от купола до пола (общая площадь росписей в Палангском храме более 1100 кв. метров).

Для благоукрашения храма была приглашена бригада художников- монументалистов из России, специализирующихся именно на церковной живописи. Большую часть этого творческого коллектива составляют мастера из знаменитого Палеха, есть художники из Ульяновска, а сам руководитель артели - Анатолий Беляев из Самары. Работу в Паланге четырнадцать художников начали в июне 2006 года, прервали ее на зиму для продолжения ранее начатой росписи в Дивеево, и вот к исходу нынешнего лета комплекс росписей в храме Иверской иконы Божией Матери был завершен. Стенопись закончили в середине августа, так что праздник Преображения Господня паства отца Алексия встретила уже в полностью преображенном храме.

Год назад, когда художники приступали к росписи, они столкнулись с весьма серьезными трудностями - усложняла работу замысловатая конструкция храма с многочисленными внутренними арками. Анатолий Беляев говорит, что никогда еще ему не приходилось встречать столь сложную храмовую постройку.

Система расположения сюжетов в монументальной живописи православного храма сложилась еще в Византии и, по возможности, должна соблюдаться, ведь она заключает в себе богословский смысл и знаменует торжество небесной Церкви.

Купол храма символически изображает небесную полусферу, и, конечно же, здесь помещается самый значительный сюжет - образ Христа-Вседержителя. В строгом лике Христа - величие и покой, Господь двумя руками благословляет всех входящих в храм. Подсвечиваемый окнами, прорезанными в основании купола, этот образ еще больше выделяется и буквально царит над всем пространством храма. Самыми ближайшими персонажами росписи, окружающими Христа, становятся фигуры Архангелов, представляющими Его небесную свиту, и образы четырех евангелистов, которые символизируют распространение евангельского учения на четыре стороны света.

В мощных объемах сводов, окружающих купол, а также на северной и южной стенах храма изображены события из жизни Христа. Среди них доминируют сюжеты праздников, играющих главную роль в литургическом цикле (Рождества, Крещения, Преображения, Воскресения и Вознесения). А в западной части храма нашли свое место сцены жизни Божией Матери - <Рождество Богородицы>, <Успение>, хорошо просматривающаяся снизу композиция <Покров Божией Матери>, изображенная над хорами. В храме присутствуют и многочисленные образы святых - их лики взирают на нас из медальонов, покрывающих внутренние подпорные арки.

Это всего лишь сокращенное описание сюжетов росписей в храме Иверской иконы Божией Матери, но замечу, что столь полную программу православной стенописи в Литве к настоящему времени можно увидеть только в Паланге.

Роспись, выполненную русскими художниками в Палангском храме, отличает точный изящный рисунок, декоративность, безукоризненная чистота исполнения и колористическая цельность. Цветовая гамма, построенная на легких пастельных тонах, кажется немного непривычной для православной живописи, тем более для палехской школы, отличающейся насыщенными и яркими красками. Такая осторожная сдержанность в обращении с цветом в данном случае объясняется стремлением художников не нагрузить чрезмерно архитектурное пространство. Поскольку храм посвящен Божией Матери, основным цветовым акцентом становится голубой - богородичный цвет. Мы видим бледно-голубые, почти прозрачные фоны в композициях центрального пространства храма, более плотным голубым цветом выделены и центральные арки. Общее цветовое решение росписей завершается торжественной позолотой нимбов, букв, архитектурных граней и отдельных деталей.

Благодаря такой роскошной стенописи храм стал не только наряднее - он обогатился содержательно. Изменилось и впечатление от его внутреннего пространства. Известно мнение о том, что готическая архитектура неудержимо возносится в небо, а православная (византийская) как бы свисает, можно сказать, спускается с поднебесья. Находясь в Палангском храме Иверской иконы Божией Матери, видишь зримое подтверждение этой мысли - будто небо, как свиток, развернулось на сводах храма:

М.АРТАМОНОВА, искусствовед.

Назад